Визуальный язык и его элементы

Курс знакомит обучающихся с ключевыми элементами создания визуального образа.

  • Площадка:GeekBrains
  • Продолжительность:8 видеоуроков
  • Дата:после регистрации
  • Стоимость:бесплатно
Оставить заявку
Визуальный язык и его элементы

О курсе

На курсе учащиеся познакомятся с принципами создания объема и узнают о цветовом круге, прямой и линейной перспективе, пропорциях и законах композиции. Также курс содержит расширенную профессиональную информацию о механике восприятия и философии изображения. Цель курса - развитие у участников понимания коммуникативных свойств элементов академической базы. Важнейшей частью курса являются практические задания, которые участникам предлагается выполнять между уроками и проверять друг у друга.

course-info

    Кому подойдет курс

    • Курс подойдет школьникам 14-17 лет

    Необходимые навыки

    • Специальных навыков не требуется

    Эксперты

    Эксперты - специалисты GeekBrains

    • Эксперты Geek Brains
      Эксперты Geek Brains
      Опытные преподаватели-практики

    Карьера

    Занимаясь на курсе, обучающиеся изучают современные инструменты и приобретают навыки работы, которые помогут им эффективно продолжать обучение в сфере IT и строить карьеру в будущем.

      Программа курса

      Вводная часть: знакомство, цели курса и студентов, формат курса и оценки заданий. Смысл умения рисовать — в умении замечать важнейшие выразительные детали и транслировать их так, чтобы вызвать нужное сопереживание. Законы, которые работают в рисунке, работают для восприятия и создания любого визуального изображения.

      Форма и контрформа. Мы узнаем формы по предопределенным паттернам, и делаем это быстро. Механизм пареидолии позволяет мгновенно узнавать живых существ даже там, где их нет, например в облаках. Любую форму можно определить как совокупность геометрических фигур. Она обладает теми же коммуникативными свойствами, что и линия. Помимо формы есть контрформа — пустота вокруг фигур. Важно уметь видеть и определять контрформу так же, как и форму, и корректировать себя, глядя на нее.

      Именно анализ взаимоотношения света и тени позволяет нам судить об объеме фигуры и о ее положении в пространстве. По тени от фигуры мы понимаем, где находится источник света. Работая со светом, мы представляем всю композицию ахроматической (то есть в оттенках серого), потому что цвет и тон — это разные категории. Хоть это и не очевидно; мы определяем самый тёмный и самый светлый тон и все, что между ними.

      Луч света разбивается на спектр — это и есть радуга. Цвет, который мы видим глазами — та часть спектра, которая не поглощена поверхностью, а отразилась от нее. В цифровом мире мы работаем с лучом, расщепленным на спектр и можем получить любой цвет, смешивая лучи красного, зеленого и синего. В физическом мире мы работаем с пигментом и можем получить любой цвет, смешивая красный, синий и желтый. Мы никогда не видим ни чисто черного, ни чисто белого, ни любого другого чистого цвета, но мы научились обобщать (тот же самый процесс категоризации), поэтому, чтобы увидеть тот цвет, который перед нами на самом деле, нам нужно обойти перцептивную готовность.

      В культуре, читающей слева направо, движение вправо воспринимается как движение вперед (см любой график); движение вверх — это развитие и наоборот. Те же принципы работают для любой композиции. В композиции есть линии, направляющие внимание зрителя, например направление взгляда, движение, указание. И есть точки силы, выраженные в максимальном контрасте. Все вместе это формирует путь зрителя по композиции. Управляя направлением, сложностью и скоростью этого пути, мы и формируем опыт зрителя. Взгляд, направленный на человека, вызывает ответную реакцию (так работают иконы); усиление ритма к концу (к правой части композиции) вызывает волнение, и наоборот. Точки силы фиксируют внимание, усиливая воздействие, поэтому в них имеет смысл располагать ключевое сообщение.

      Перспектива задает категорию глубины на плоской поверхности. Есть несколько типов перспективы, они развивались параллельно с изучением человеком пространства вокруг. Самая очевидная — прямая линейная перспектива. Она строится по линии горизонта (линии взгляда) и точке схода. Помимо прямой линейной перспективы, есть обратная, сферическая, панорамная и воздушная, все они с определенной периодичностью используются в изображении. Согласно исследованиям (Раушенбах), перспектива, которую мы видим глазами, — это обратная перспектива на первом плане, прямая линейная на среднем и сферическая на дальнем.

      Тело взрослого человека сделано по золотому сечению и все его части соотносятся между собой. По размеру головы мы можем достроить все остальное тело (строго говоря, по любой части, но с головой проще всего). Поняв пропорции человека, можно начать рисовать наброски. Набросок — максимально быстрая фиксация ключевых свойств предмета или композиции. В наброске фиксируются не все детали, а только самые выразительные и ключевые для передачи сообщения. Набросок может занимать от тридцати секунд до нескольких часов. В какой бы момент вы ни остановились в наброске, он должен быть целостным. Поняв, как делается набросок с натуры, можно начать набрасывать выдуманные вещи.

      Чтобы проиллюстрировать высказывание, нет смысла дословно его повторять. Имеет смысл транслировать не текст или слоган, а ключевую идею, к которой он отсылает. Практическая задача изображения — вызывать сопереживание. Наиболее ёмкое сопереживание вызывает многослойное сообщение, содержащее индивидуальный опыт зрителя или коллективный опыт, который ему знаком. Удобный инструмент для этого — метафора. Учитывая коммуникативные свойства всех элементов изображения, которые мы изучили на курсе, можно создать такую метафору, которая вызовет в зрителе точно настроенное ожидаемое сопереживание. Метафора включает в себя архетип, культурный код и перенос смысла на символы. Есть базовый набор символов-клише, которые всегда работают, но чем дальше от него отойти, тем интереснее.

      course-program